Словарь терминов

СТАВКА ФРАХТА ВСЕГДА ЗАВИСИТ ОТ СЛЕДУЮЩИХ ФАКТОРОВ:
  • линейный тариф;
  • стоимость терминальной обработки контейнера (погрузка на судно/выгрузка с судна);
  • объем грузопотока;
  • положение на рынке (Ваше имя);
  • комиссия агента/экспедитора;
  • возможные дополнительные расходы в портах погрузки/выгрузки, связанные с местными особенностями;
СТАВКА ЗА МУЛЬТИМОДАЛЬНУЮ КОНТЕЙНЕРНУЮ ПЕРЕВОЗКУ СОСТОИТ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ:
  • для доставки Door to Door:Precarriage + затаможка + THC Origin + Freight + BAF + CAF + Suez Canal Surcharge (для контейнеров из ЮВА) + Piracy Risk Surcharge (для контейнеров из ЮВА) + ISPS + THC Destination + Release fee + сборы порта + оформление TIR, CMR + вывоз
  • для доставки FI to Door (на FOB):Freight + BAF + CAF + Suez Canal Surcharge (для контейнеров из ЮВА) + Piracy Risk Surcharge (для контейнеров из ЮВА) + ISPS + THC Destination + Release fee + сборы порта + оформление TIR, CMR + вывоз
  • для поставки на CIF:THC Destination + Release fee + сборы порта + оформление TIR, CMR + вывоз

Общие термины

FREE IN AND OUT Без расходов по погрузке и выгрузке
FIOS - free in / out Погрузка и выгрузка за счет отправителя (чистый фрахт без надбавок)
FILO - free in / liner out Погрузка за счет отправителя / выгрузка за счет линии
LIFO - liner in / free out Погрузка за счет линии / выгрузка за счет отправителя
LILO - liner in / out Погрузка/выгрузка за счет линии - полные линейные условия
CAF (currency adjustment factor) Валютная надбавка (индексация курсовой разницы валют)
САС (currency adjustment charge) Поправочный валютный коэффициент
CAS (сurrеnсу adjustment surcharge) Поправочная валютная надбавка
BAF (bunker adjustment factor) Бункерная надбавка (индексация изменения цен на бункер)
BAC (bunker adjustment charge) Поправочный коэффициент к стоимости бункера
CCL (customs clearance) Таможенная очистка
DOCUMENTATION FEE (release fee) Сбор за оформление документов
ISPS (international ship and port facility security) Антитеррористический сбор
СONTAINER YARD Контейнерный терминал
STUFFING-UNSTUFFING Затаривание/растаривание контейнера
BOOKING NOTE Письменная заявка от клиента/экспедитора/агента к линии с обязательством предоставить груз к перевозке.
SHIPPER Отправитель
СONSIGNEE Получатель
CMR Международная товарно-транспортная накладная
BILL OF LADING (B/L) Коносамент
SEA-WAY BILL Экспресс-релиз
CBM Метр кубический
CFS Склад консолидации
BONDED WAREHOUSE Таможенный склад (склад временного хранения, СВХ)
BREAK BULK Перевозка небольшой партии груза без использования контейнера
TEU Эквивалент объема 20-ти футового контейнера
DROP-OFF CHARGE Сбор за возврат контейнера, принадлежащего перевозчику, в месте отличном от места назначения, указанного в коносаменте перевозчика
ETA Предполагаемая дата прибытия
ETD Предполагаемая дата убытия
FCL Полная загрузка контейнера одним отправителем в адрес одного получателя
FEU Единица объема, эквивалентен объему сорокафутового контейнера
FI (free in) Свободно от погрузки - условие перевозки при отправлении - означает, что фрахт не учитывает стоимости погрузки на судно
FO (free out) Свободно от выгрузки - условие перевозки в месте назначения - означает, что фрахт не учитывает стоимости выгрузки с судна
FOR станция отправления Свободно в вагоне/на платформе – условие перевозки при отправлении – означает, что оговоренная ставка провозной платы не включает стоимость работ по погрузке на платформу/вагон, подгону вагонов, подаче контейнеров и т.д.
FOR станция назначения Свободно в вагоне/на платформе – условие перевозки при прибытии – означает, что оговоренная ставка провозной платы не включает стоимость работ по выгрузке груза с платформы/вагона, уборке вагонов, доставки контейнеров до двери и др.
FREIGHT COLLECT Фрахт оплачивается получателем. Это расходы, которые оплачиваются при выгрузке. Т.е., не оплатив данные расходы, получатель не получит груз даже при наличии перевозочных документов.
FREIGHT PREPAID Фрахт оплачивается отправителем. Это расходы, которые оплачиваются при отгрузке. Т.е., перевозчик выставляет счет, в котором указаны расходы, не оплатив которые, отправитель не получит перевозочные документы и не отправите их получателю
GRI Дополнительный сбор к базовой ставке фрахта. Устанавливается в соответствии с тарифной политикой линейной конференции, носит, как правило, сезонный характер
LCL Частичная загрузка контейнера, в одном контейнере следует груз нескольких отправителей в адрес нескольких получателей.
OGC Негабаритьный груз
SHIPPING REQUEST Инструкции по отправке груза. Являются основой для заполнения коносамента
IN-BOND Не прошедший таможенную очистку (о товаре)
MT Метрическая тонна = 1000 кг
REPO Возврат порожнего контейнера в ближайший сток перевозчика после выгрузки
STUFFIN Стафировка – загрузка контейнера
C/D (customs declaration) Таможенная декларация
CFS (container freight station) Товарная контейнерная станция, контейнерный пункт
DETENTION Плата за использование контейнера за пределами порта. Считается с момента выхода контейнера за пределы порта и до возврата порожнего контейнера. Свободный период устанавливается линией

Основные термины морской перевозки груза

Bill of Lading, B/L (коносамент) Основной морской документ - накладная на перевозку груза;
Shipper Отправитель или поставщик груза
Consignee Получатель груза
Notify party Сторона, которую перевозчик должен уведомить о прибытии груза. Им бывает экспедитор или другой представитель получателя в порту
Freight (фрахт) Оплата за перевозку груза
Loading погрузка
Discharging выгрузка
Feeder (фидер) Это морская линия местного сообщения для перевозки контейнера или негабаритного груза на небольшое расстояние или доставки контейнеров от/до порта погрузки на океанский корабль. При заключении договора на морскую перевозку на дальнее расстояние местная фидерная перевозка входит в сумму фрахта, и дополнительной оплаты не требуется.
WHARFAGE (port due) Портовая пошлина
FICY -free in / container yard Без погрузки в порту / до контрольного терминала
LI-DOOR - liner in / door Погрузка в порту за счет линии / дверь клиента
DOOR-DOOR Доставка от "двери до двери"
DOOR - LO От "двери" в порт загрузки (отправления) до выгрузки в порту назначения
SEA-WAY BILL Экспресс-релиз
PRE-CARRIAGE Доставка от "двери" клиента до фидерного порта
FEEDER CARRIAGE Перевозка от фидерного порта на судах малой грузовместимости до базового порта, где происходит перегрузка контейнеров на магистральные суда
OCEAN/DEEP SEA CARRIAGE Океанская (магистральная) перевозка между базовыми портами разных континентов
ОN-CARRIAGE Доставка от фидерного порта до "двери" клиента
THC (terminal handling charge) Сбор за терминальную обработку груза в порту.Первоначально - любые услуги терминала по обработке груза: погрузка/выгрузка с судна, перемещение в штабель, выставление для производства работ и т. д. В настоящее время в практике сложилось следующее понимание данного термина:
  • услуги по обработке груза, оплату которых производит отправитель, если это порт отправления (oTHC)
  • или получатель, если это порт назначения (dTHC)
OTHC (THC origin) THC в порту отправления
DTHC (THC destination) THC в порту назначения
TKL Условие перевозки при отправлении/прибытии. Означает, что экспедитор принимает на себя обязанности по организации перевозки от/до перегрузочного оборудования в порту отправления/назначения; стоимость перевозки включает кроме фрахта погрузку/выгрузку с /на судно, не включает подвоз/отвоз к/от перегрузочного оборудования.Данные условия перевозки часто используются в портах, контейнерные терминалы (CY) в которых удалены от линии причальной стенки и доставка до/с места погрузки/выгрузки является дополнительной операцией.

Единица измерения стоимости работ и контейнеровместимости подвижного состава и складов

TEU (Twentyfoot Equivalent Unit) Единица измерения груза, равная объему 1х20-футового контейнера. 1х40-футовый контейнер = 2TEU

Условия перевозок

CY (Container Yard) Контейнерный терминал
  • место хранения контейнеров перед/после их дальнейшей отправкой
  • условие перевозки при отправлении/прибытии — стоимость перевозки включает услуги по отправке от/до CY (фрахт, погрузка/выгрузка с судна, размещение на CY, НЕ включает услуги по приему/отправлению груза на/с CY)
DOOR Доставка до двери Условие перевозки при отправлении/прибытии – означает, что экспедитор принимает на себя обязанности по организации перевозки до/от входных дверей/склада отправителя/полчателя; стоимость перевозки включает услуги по отправке от/до входных дверей/склада отправителя/получателя
FI (Free In) Свободно от погрузки Условие перевозки при отправлении – означает, что фрахт не учитывает стоимости погрузки на судно
FO (Free Out) Свободно от выгрузки Условие перевозки в месте назначения – означает, что фрахт не учитывает стоимости выгрузки с судна
LI (Liner In) Линейные условия при отправлении Означает, что стоимость приема/обработки груза на контейнером терминале и погрузка на судно включены в ставку фрахта
LO (Liner Out) Линейные условия при прибытии Означает, что стоимость выгрузки с судна и приема/обработки груза на контейнером терминале включены в ставку фрахта
ALL IN (All Inclusive) «Все включено» Означает, что стоимость перевозки включает все дополнительные сборы, предусмотренные условиями перевозки. Например, если речь идет о фрахт на условиях LILO, это означает, что в ставку, кроме фрахта, погрузки и выгрузки, также включены все сопутствующие расходы, такие как BAF, CAF и т. д.;
BAF (Bunker Adjustment Factory) Бункерная надбавка Дополнительный сбор к базовой ставке фрахта, величина зависит от стоимости топлива на международном рынке. Может изменяться ежемесячно или ежеквартально. Обычно котируется за TEU (например 500 USD/TEU);
CAF (Currency Adjustment Factory) Валютная надбавка Дополнительный сбор к базовой ставке фрахта, величина зависит от изменения курса валют. Может изменяться ежемесячно или ежеквартально. Обычно котируется в % к базовой ставке фрахта
IMO Surcharge Надбавка за опасный груз
ISPS или SEC (security charges) Портовый сбор за безопасность
GRI Плановое повышение базовой ставки с определенной даты
Heavy Lift Charge Надбавка за превышение определенного веса груза (используется при большом количестве тяжелых грузов на определенном направлении)
PCS (Port Congestion Surcharge) Надбавка в связи с перегрузкой контейнерных площадей порта
PSS (Peak Season Surcharge) Надбавка в связи с сезонным возрастанием объема перевозок в определенное время года («высокий сезон»)
WarRisk (Военные риски) Взимается в портах, находящихся в зоне военных действий
WinterSurcharge (Зимняя надбавка Взимается в портах, где существует возможность обледенения акватории порта. Действует в зимний период.

    Важная информация!

  • условия ставки всегда состоят из 2 частей – информации по условиям отправления и прибытия. Например FILO, LICY и т.д.
  • сборы к базовой ставке фрахта (Оплачиваются линии в счет фрахта)
  • сборы к базовой ставке фрахта оплачиваются линии в счет фрахта
  • должен быть указан срок действия ставки!
  • стоимость фрахта определяется по дате отправления груза (дате издания коносамента в порту отправления)
  • дополнительные условия и сборы оплачиваются местным агентам линии как правило через портовых экспедиторов.

Дополнительные условия и сборы

Demurrage Штрафные санкции, взимаемые за сверхнормативное использование контейнера с момента его выгрузки на терминал до момента вывоза с терминала
Detention Штрафные санкции, взимаемые за сверхнормативное использование контейнера с момента его вывоза с терминала до момента возврата порожнего контейнера в порт
Administrative Fee B/LFee = DocsFee (возможны другие обозначения) - сборы местного агента линии за оформление документов. Могут взиматься за коносамент или за контейнер

Дополнительные сборы порта

Дополнительные сборы порта оплачиваются порту обычно через портовых экспедиторов, могут собираться напрямую портом или местными агентами линий.

Хранение (Storage) Ставка за сверхнормативное хранение груза в порту. Считается с момента выгрузки на терминал до момента вывоза с терминала. Взимается по ставкам порта. Обычно котируется за TEU и имеет возрастающую шкалу (чем дольше груз находится в порту, тем дороже каждый следующий день хранения)
Выставление на досмотр Ставка за работы по выставлению контейнера на площадку досмотра (таможенного, санитарного и тд). Взимается по ставкам порта, по факту
Ставки за дополнительные операции Ставки порта за любые не предусмотренные в обычной схеме обработки контейнера работы (перетарка, взвешивание, наложение пломб, маркировка и т.п.). Взимаются по ставкам порта, по факту
    Примеры ставок за локальные платежи в порту:
  • Containerships: 130 EUR THC + 25 EUR docs + 50 EUR m/h = 205 EUR;
  • HAPAG: 75 eur THC + 6 EUR ISPS + 35 EUR docs + 25 EUR m/h = 141 EUR;
  • Вывоз контейнера – 10 дней бесплатно, первые 5 дней – 15 ЕUR/сутки, с 6 дня 30 ЕUR/сутки;
  • Хранение контейнера: – 5 дней бесплатно, с 6 дня – 9 ЕUR/сутки;
  • MSC: 100 EUR THC + 40 EUR docs + m/h 40 EUR + ISPS 15 EUR = 195 EUR;
  • MAERSK: 120 EUR THC + 35 EUR ddf + 6 EUR ISPS + 30 EUR m/h = 191 EUR;
  • Hamburg Sud : 110 EUR THC + 30 EUR docs + 16 EUR ISPS = 156 EUR;
  • OOCL: 74 EUR THC + 30 EUR docs + 11 EUR ISPS + m/h 30 EUR = 145 EUR

Обозначения типов контейнеров

Для удобства идентификации контейнеров в стандарте ISO 6346:1995 были введены «групповые коды», состоящие из двух латинских букв.

DC/GP (General Purpose) Стандартный (общего назначения, универсальный) контейнер
RE, RT, RS (Reefer) Реф-контейнер
HI, HR Изолированный контейнер
VH Контейнер с не механической системой вентиляции в нижней и верхней частях грузового пространства
UT (OT — Open Top) Контейнер с открытым верхом
PF, PS, PC Контейнер-платформа
TN, TG, TD Танк-контейнер
BU Контейнер для насыпных грузов
HC/HQ (High Cube) Увеличенный по высоте контейнер (высота увеличена на один фут в сравнении со стандартным контейнером)
S.O.C (Shipper Owned Container) Контейнер является собственностью отправителя
C.O.C (Сarrier’s Оwned Container) Контейнер является собственностью перевозчика